Где можно научиться летать на самолете, как стать пилотом вертолета - обучение, переучивание пилотов в КЛА НАУ
На главную Карта сайта Контакты Найти :











Об академии

Виват, академия!

9 марта 2009

Смена руководства лётной академии катализировала процесс глубокого и всестороннего анализа текущего положения дел в нашем ВУЗе. Предлагаем нашим читателям точку зрения на значение и состояние научной работы ГЛАУ нашего ведущего учёного - доктора педагогических наук, доктора психологических наук, профессора, академика Международной академии проблем Человека в авиации и космонавтике, Транспортной академии Украины, Российской академии гуманитарных исследований, президента Международной академии проблем Человека в авиации и космонавтике Макарова Роберта Никитовича.

Наука в сфере человеческой деятельности имеет решающее значение, поскольку она обеспечивает поступательное движение цивилизации. Особую значимость приобретет наука в самой сложной и наукоемкой отрасли – авиации. Именно авиация решает сегодня экономические, политические, социальные, военные вопросы и обеспечивает интеграцию континентов и государств.

В тоже время, являясь индикатором научно-технического прогресса, авиация требует к себе пристального внимания науки. В силу этого все передовые технологии, как в области инженерной мысли, так и в области Человеческого фактора, начиная от отбора на летную профессию и заканчивая профессиональной надежностью летного состава и др. служат авиационно-транспортной системе и сфокусированы на авиации. Особая роль принадлежит высшим летным учебным заведениям, готовящим кадры на уровне современных требований. Следует заметить, что формирование личности современного пилота, профессиональных знаний, навыков и умений действовать в сложных экстремальных условиях полета невозможно без научного сопровождения подготовки летных кадров. Сегодня установлен неопровержимый факт интеграции науки, как генерализирующей составляющей в разработке и внедрении передовых технологий в области подготовки летного и диспетчерского состава.

В силу изложенного не одно из учебных заведений не может обеспечить научные исследования, например, в области решения проблем Человеческого фактора. Вот почему Государственная летная академия Украины главное внимание уделяет комплексным интегративным исследованиям, включая кооперацию с ведущими авиационными учреждениями, доминирующими в мировом авиационном пространстве. Основное внимание в академии уделяется проблемам Человеческого фактора, как основной причине авиационных происшествий.

Достаточно сказать, что свыше 90 % авиационных инцидентов и катастроф связано с недостаточным уровнем профессиональной надежности экипажей в экстремальных условиях деятельности. Человеческий фактор, являясь самой сложной проблемой сегодняшнего дня, высвечивает главные направления решения этой важной государственной проблемы, составляющими которой являются психологические, профессионально-педагогические, эргономические, инженерно-психологические, медико-биологические и другие направления авиационной науки.

Опираясь на вышесказанное, Государственная летная академия Украины на протяжении последних лет обеспечивает надежную интеграцию в решении проблем Человеческого фактора с такими учебно-научными центрами, как: Международная академия проблем Человека в авиации и космонавтике (Москва); медицинский цент Воздушных сил Украины (Винница); Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта (Донецк); Центр специальной подготовки летного состава (Судак); Краснодарское выше военное авиационное училище летчиков (Краснодар); Институт авиационной и космической медицины (Москва); центр подготовки космонавтов (Москва); Военно-воздушная академия им. Ю.А. Гагарина (Москва); Украинская инженерно-педагогическая академия (Харьков); Военно-медицинская академия (Санкт-Петербург); Харьковский университет воздушных сил им. Ивана Кожедуба (Харьков); Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова; Эргономичный центр (США, Нью-Джерси); Ульяновское высшее авиационное училище; 33 центр боевой подготовки ВВС Украины (Николаев); 4 центр боевой подготовки и переучивания летного состава (г. Липецк); академия вооруженных сил Украины (Киев); Пекинское отделение наук по проблемам работоспособности (КНР).

Такая интеграция обеспечила академии высокий научный авторитет, и позволила объединить ведущих ученых в области проблем Человеческого фактора.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что по нашей инициативе, совместно с Международной академией проблем Человека в авиации и космонавтике, такая интеграция была обеспечена при нашей главенствующей и управляющей функции. В решении проблем Человеческого фактора, в рамках указанной интеграции, были выполнены крупномасштабные исследования, которые легли в основу не только подготовки научных отчетов, но и обеспечили десятки диссертационных работ (включая докторские), издание монографий, учебников, учебных пособий и др. К таким исследованиям относятся: система отбора и подготовки летного состава на перспективную авиационную технику (совместно с научно-исследовательским испытательным Центром авиационно-космической медицины); исследования тренажерной, физической и теоретической подготовки (комплексное исследование в г. Николаеве); эффективность специальных пищевых добавок для поддержания профессионально важных качеств у лиц летного состава (совместно с КНР); комплексное исследование отбора, подготовки и переучивания летного состава высшего военного авиационного училища на самолеты пятого поколения (г. Краснодар); исследования и научная разработка дидактического паспорта для учебно-тренировочного комплекса самолета ЯК-130 (Военно-воздушная академия им. Ю.А. Гагарина). Проведен целый комплекс исследований по физической, тренажерной, теоретической подготовкам в рамках системного оформления совместно с Краснодарским высшим военным авиационным училищем летчиков, 33 центром боевой подготовки ВВС Украины (Николаев), Харьковским университетом воздушных сил им. Ивана Кожедуба.

Конкретно в Государственной летной академии Украины проведен целый комплекс исследований по межпредметным связям, по безопасности полетов, по научному обоснованию комплекса «радиообмен - тренажерная подготовка», по проблемам пространственных представлений, по проблеме формирования профессиональной надежности диспетчерского состава (на базе анализа катастроф), по адаптации преподавателей академии к специфике профессиональной деятельности выпускников и многое другое.

Всё вышеуказанное позволило академии завоевать лидирующие международные позиции в области проблем Человеческого фактора.

Данное обстоятельство легко просматривается на совместных международных конференциях, съездах, симпозиумах (Винница, Судак, Краснодар, Москва, Донецк, Харьков, и др.), по основным проблемам Человеческого фактора (психологические, педагогические, медико-биологические, эргономические, инженерно-психологические и др.) Практически на всех крупных международных конференциях была представлена наша академия. Это дало возможность войти Государственной летной академии Украины в число ведущих научных организаций по проблемам Человеческого фактора, а география публикаций наших сотрудников говорит о высоком научном потенциале Государственной летной академии Украины, в том числе и в США – 5 статей по просьбе США опубликовано в «Эргономическом журнале» (Нью-Джерси)

Высокий научный авторитет Государственной летной академии Украины позволил осуществить издательство 15-ти томного уникального комплексного проекта «Человек в измерениях ХХ века» (выпущено 8 томов) и привлечь для работы над проектом ведущих ученых России, Украины и других стран (свыше 40 докторов наук).

В академии изданы десятки учебников, учебных пособий, монографий, отражающих сущность современной авиации. Среди них - в помощь молодым ученым: «Основы научных исследований» совместно с Краснодарским ВВАУЛ выходит из печати в апреле 2009 года. Изданы справочники: «НАУКА» и «АСПИРАНТУ о науке». Мы практически стали монополистами в области учебников и учебных пособий по воздушной навигации (Марков В.И) и подготовки будущих пилотов на международных воздушных трассах (Витряк А.Н.). Большой вклад в авторитетность нашей научной работы вносят труды Лещенко Г.П. и других научно-педагогических сотрудников ВУЗа.

Совместно с ведущими учеными многих стран (ГЛАУ, Ульяновск, Краснодар, ВВА им. Ю.А. Гагарина) создается уникальный проект «АВИАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕТЧИКА»:
І том – «История авиации»; ІІ том – «Медико-биологическое обеспечение летной деятельности»; ІІІ и IV тома – «Виды и средства профессиональной подготовки летчика»; V том – «Методика летного обучения в динамике развития авиации»; VІ том – «Управление воздушным движением».

Особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что на базе нашей академии издается «ВЕСТНИК» научных трудов Международной академией проблем Человека в авиации и космонавтике и Государственной летной академии Украины. Публикуемые в данном «ВЕСТНИКЕ» научные работы признаны мировой общественностью как методологические и методические основы в решении проблем Человеческого фактора. Исходя из этого Министерство обороны России (служба безопасности полетов Министерства обороны Российской Федерации) издает эти работы (40 из них – сотрудников нашей академии) в виде «ХРЕСТОМАТИИ человеческого фактора в авиации через призм безопасности полетов» (2 тома по 750 страниц, формата А4, тираж – свыше 5000 экз., 1 том находится в издательстве МО России).

Данный факт еще раз подчеркивает значимость нашей академии в решении проблем Человеческого фактора.

Кратко остановимся на подготовке летно-педагогических кадров. Как указывалось выше, проведенные научные исследования позволили защитить многие кандидатские и докторские диссертации в направлениях медико-биологических проблем, психологии, профессиональной педагогики, эргономики, инженерной психологии и др. В других учебных заведения на наших методологических основах полученных в рамках интеграции, защищено более 50 кандидатских и докторских диссертаций.

Темы диссертационных исследования аспирантов Государственной летной академии Украины направлены на решение актуальных проблем в авиации, включая безопасность полетов, первоначальное летное обучение, исследования по тренажерной, физической и теоретической подготовке. Докторские диссертационные исследования в академии направлены на научное обоснование магистральных проблем в рамках Человеческого фактора: Щербина Ю.В. – тренажерная подготовка; Неделько С.Н. – управление воздушным движением; Суркова Е.В – по пространственным представлениям; Витряк А.Н. – по теоретическим основам и дидактическом наполнении процесса подготовки на международных воздушных трассах; Неделько В.Н. – по разработке новых тренажеров авиакосмического профиля. Над докторскими диссертациями также работают – Шмелева Т.Ф., Слепак Б.Я. и др. На защиту выходит Бондарь О.П. (по математическим проблемам) и Шифрин Б.М. (проблема прочности).

Особо следует обратить внимание на тот факт, что Государственная летная академия Украины является ведущим учебным заведением среди летных учебных ВУЗов на постсоветском пространстве. Со всей ответственностью можно заявить, что по наукоемким исследованиям издательской деятельности и научному авторитету, Государственная летная академия Украины возглавляет все высшие летные учебные заведения гражданского и военного профиля.

Однако главной проблемой на сегодняшний день является отсутствие специализированного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций. Имея аспирантуру по трем специальностям, мы вынуждены искать советы для защиты диссертаций в других учебных заведениях. Отсутствие достаточного корпуса докторов наук, является главным препятствием на пути решения данной проблемы.

Несмотря на то, что наши ученые входят в состав нескольких докторских и кандидатских советов, а также более четырех лет являлись членами ВАК Украины, создание специализированного совета на базе Государственной летной академии Украины в данный момент затруднено.

В тоже время прорабатывается вопрос о возможности открытия на нашей базе регионального совета по защите докторских и кандидатских диссертаций совместно с Одесским национальным университетом имени И.И. Мечникова, Украинской инженерно-педагогической академией (Харьков) и Харьковским университетом воздушных сил им. Ивана Кожедуба.

Решение данной проблемы вполне реально, если будет обеспечено введение в перечень научных специальностей ВАК Украины специальности «Человеческий фактор в авиации». Тем более что авиационная педагогика, как интегративная наука по Человеческому фактору, является детищем Государственной летной академии Украины. Именно здесь она была обоснована, оформлена как научное направление. Кроме того, практически все основные проблемы по Человеческому фактору, включая программы повышения квалификаций экипажей, авиационных врачей, психологов, руководителей авиакомпаний разработаны и внедрены в жизнь при нашем доминирующем участии. Более 90% диссертаций, защищённых по авиационной педагогике (инженерного профиля) – результат работы сотрудников ГЛАУ.

И, самое важное, – мы не собираемся сдавать свои лидирующие позиции. Дальнейшие планы работы предусматривают так же тесное сотрудничество с Национальным авиационным университетом в рамках уже состоявшихся договоренностей.

Дорогу осилит идущий: виват, академия!

  © ГЛАУ/КЛА НАУ 2005-2019 г. Все права защищены.vacancies worldwide